Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Дышать — значит жить!

17.07.2019
3057
0
Заведующий оториноларингологическим отделением ГКБ N°11 Валерий Медведев рассказал порталу UZRF.ru о своих пациентах, их недугах и работе ЛОР-врачей.

«Дышу — значит живу!» — это высказывание можно крупными буквами написать на входе в оториноларингологическое отделение стационара рязанской Городской клинической больницы N° 11, которое возглавляет кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории Валерий Медведев.

— Валерий Анатольевич, кто пациенты вашего отделения?

— Отделение у нас особенное в том плане, что оно состоит из двух подразделений: в одном лечатся дети, а во втором взрослые. Такое сочетание довольно редко бывает в больницах, поэтому наши специалисты должны быть настоящими профессионалами, ведь работать со взрослым человеком совсем не то, что работать с ребенком.
Совершеннолетние пациенты с патологией лор-органов поступают к нам в основном из Рязани, а дети — из всех районов области. Впрочем, бывают и пациенты из других регионов, и даже иностранцы.

— С какими заболеваниями к вам чаще всего обращаются?

— Наиболее часто у нас лечатся пациенты с заболеваниями околоносовых пазух. Причем количество обратившихся за помощью и разнообразие заболеваний увеличиваются. Больше всего больных с острыми и хроническими синуситами, т. е. воспалением придаточных пазух носа. Это примерно треть всех пациентов нашего отделения.

Остальные же две трети… Тут спектр широкий. Из недугов носовой полости нам часто приходится лечить искривление перегородки, хронические риниты, невоспалительные заболевания околоносовых пазух — кисты и другие новообразования. Болезни глотки — хронический тонзиллит, доброкачественные опухоли глотки, паратонзиллярные абсцессы, флегмоны и другие гнойно-воспалительные заболевания. Заболевания уха — гнойные отиты, снижение слуха (острое и хроническое) и т. д. Все проблемы, с которыми к нам обращаются больные, перечислять было бы слишком долго! Главное, что врачи нашего отделения готовы справиться с самыми сложными случаями.

В нашем отделении оказывается как терапевтическая, так и хирургическая помощь больным. Но хочу отметить, что основное все-таки хирургия: у нас высокая оперативная активность, очень много делается успешных операций, которые приносят облегчение нашим пациентам.

— Можно про это чуть поподробнее? Какие операции делаете?

— Дети чаще всего нуждаются в операциях на органах дыхания, прежде всего в аденотомии. За год мы делаем от 800 до 1000 таких вмешательств. Операция устраняет симптомы аденоидита, предотвращает опасные последствия заболевания и значительно повышает качество жизни пациентов.

На втором месте тонзиллотомия — операция по частичному удалению небных миндалин. Она применяется для лечения хронического тонзиллита и гипертрофии небных миндалин. В ходе вмешательства удаляется увеличенная часть миндалин, но сам орган не подвергается полному удалению. После тонзиллотомии небные миндалины восстанавливаются, орган успешно продолжает выполнять свои функции.

Из взрослых же больных мы в основном оперируем пациентов с заболеваниями околоносовых пазух и носовой полости: хроническими синуситами, искривлением перегородки и др.

— А есть ли у вашего отделения какое-то ноу-хау?

— Можно таковым назвать хирургическое лечение больных с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС), признаками которого являются сильный храп и остановки дыхания. Здесь очень важно понимать, что больной не просто храпит. Во время храпа у него периодически останавливается дыхание, и эти остановки дыхания могут быть весьма продолжительными. Нередко у таких больных бывают инсульты, инфаркты миокарда и нарушения сердечного ритма.

Причины СОАС определяются несколькими факторами. Прежде всего, храпеть свойственно людям, у которых есть определенные анатомические нарушения, ведущие к тому, что дыхательные пути сужаются. Такая ситуация возникает вследствие узости глотки, обусловленной увеличением небных миндалин, гипертрофированного язычка, дряблости мягкого неба и небных дужек либо затруднения носового дыхания из-за искривления перегородки носа, наличия полипов в носовой полости, а иногда и из-за нарушенного прикуса вследствие смещения нижней челюсти.

У нас был один необычный больной — мужчина около 30 лет. Перед операцией ему было проведено обследование (полисомнография), при котором в течение ночи во время сна мониторировались наиболее важные показатели: дыхание, пульс, ЭКГ, ЭЭГ и т. д. При этом было зарегистрировано, что у него апноэ во время сна составляло 26 %, то есть четверть времени он совсем не дышал! А общее время, когда больной практически не дышал или совсем не дышал, составило 45 % от всего времени сна. То есть каждая ночь для него могла стать последней!

— Вы смогли ему помочь?

— Да, после проведенного оперативного вмешательства храп исчез, сон у него нормализовался и в целом вся жизнь изменилась к лучшему.

Большая востребованность в хирургической помощи у таких больных обусловлена еще и тем, что в советские времена вообще этим вопросом не занимались. Только в 2000-е годы отечественные лор-хирурги начали делать операции при СОАС. А это непросто, так как существует несколько типов вмешательств, и выбор нужного типа зависит от конкретных клинических ситуаций. Ведь, как правило, у больных, страдающих синдромом обструктивного апноэ сна, имеется несколько заболеваний. И «набор» операций, которые будут выполнены, обусловлен «набором» заболеваний, которые есть у пациента.

Например, довольно часто встречается такая комбинация: искривление перегородки носа, хронический гипертрофический ринит и гипертрофированный язычок. Тогда мы делаем и септопластику, и турбинопластику, и пластику мягкого неба, то есть в ходе одной операции производится одномоментно несколько оперативных вмешательств на разных органах.

Иногда бывают и более обширные операции. Все зависит от ситуации, какая сложилась у больного. Мы сначала должны выявить анатомические отклонения, приводящие к СОАС, а потом уже планировать ход их оперативного лечения. Тогда можно рассчитывать на выздоровление.

— Скажите, а очередь на такие операции большая?

— Нет, совсем небольшая.

— Специалисты вашего отделения делятся своими наработками с коллегами?

— Разумеется! Мы с ними, а они с нами. У нас опубликовано около 70 статей по реконструктивной хирургии носа в самых серьезных российских изданиях, наши авторские инновационные технологии защищены тремя патентами Российской Федерации. Наши врачи — постоянные участники профильных конференций, на которых и происходит обмен знаниями и опытом. 

 


Главный врач Городской клинической больницы N°11, доктор медицинских наук Филимонов Виктор Борисович о ЛОР-отделении: 

«В оториноларингологическом отделении Рязанской ГКБ N° 11 медицинская наука и практика идут рука об руку. Это одно из передовых подразделений нашей больницы. Здесь работают высокопрофессиональные доктора, опыт которых идет на благо пациентам нашей клиники и становится достоянием всей России»
 

Беседовал Юрий Пугнин.

Источник: Портал UZRF.ru